arrow-up arrowright arrowright

Миграционный учет иностранных граждан, работающих по патенту

03.04.2017
Татьяна Гежа,
главный эксперт-консультант ООО «ТЛС-ПРАВО» 

Так нужно ли продлевать регистрацию по оплаченному патенту или нет?  

Нужно.  
Иначе иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с п. 1 ст. 18.8 КоАП  РФ. На него будет наложен штраф и возможно также его административное выдворение за пределы РФ.  
Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 № 126-ФЗ, от 05.11.2006 № 189-ФЗ)  
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных федеральным законом, —  (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 № 126-ФЗ, от 05.11.2006 № 189-ФЗ, от 23.07.2013 № 207-ФЗ) —  влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 № 37-ФЗ, от 05.11.2006 № 189-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ). 
1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —  (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 № 376-ФЗ) —  влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 №  207-ФЗ). 
При пересечении границы РФ иностранный гражданин получает миграционную карту. Миграционная карта, как указано в ст. 2 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», — документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.  
Необходимо помнить о том, что Закон № 115-ФЗ регулирует вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан в РФ и их трудовой деятельностью.  
Срок временного пребывания, о котором идет речь в Законе № 115-ФЗ, — это конкретный срок права нахождения иностранного гражданина в РФ на основании, например, миграционной карты, патента, разрешения на работу и т. д. То есть в течение срока действия, например, патента иностранный гражданин имеет право находиться на законных основаниях на территории РФ.  
Но срок временного пребывания, определенный Законом № 115-ФЗ, и срок учета по месту пребывания, определенный Законом № 109-ФЗ «О миграционном учете», совершенно разные понятия, поскольку пребывание — это в целом нахождение иностранца в РФ, а миграционный учет (в частности, учет по месту пребывания) — это сведения о месте фактического, адресного нахождения иностранного гражданина в период законного срока временного пребывания в РФ.  
Именно поэтому в ст. 20 Закона № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан» четко определено, что иностранный гражданин, находящийся в месте пребывания, обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.  
А в п. 20 Постановления Правительства РФ № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан» указано: «…Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в РФ, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания…» 
Для иностранных граждан, которые могут работать в РФ по патенту, исключение из этого правила составляют граждане Республики Таджикистан на основании «Соглашения между РФ и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории РФ». 
В ст. 1 данного Соглашения указано, что граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории РФ, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах РФ  в течение 15 дней. Это означает, что с даты въезда на территорию РФ на основании отметки в миграционной карте гражданин Республики Таджикистан имеет право не вставать на учет по месту пребывания в течение 15 календарных дней, однако в последующие 7 рабочих дней после этих 15 календарных дней в соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ № 9 — обязан. 
А в п. 32 данного Постановления указано, что постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в РФ иностранного гражданина осуществля ется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ», что означает, что при первоначальной постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина его поставят на учет на срок действия миграционной карты.  
Уведомление о прибытии подается принимающей стороной. Принимающей стороной может быть как физическое лицо, так и организация. В отрывном талоне уведомления о прибытии ставится отметка, до какой даты иностранного гражданина поставили на учет по месту пребывания. 
Далее территориальный орган МВД на основании полученного уведомления вносит информацию о сроке учета иностранного гражданина по конкретному адресу в ЦБДУИГ (центральная база данных учета иностранных граждан).  
Затем, когда иностранный гражданин получает патент, то на основании ст. 5 п. 5 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок его временного пребывания, который был определен миграционной картой, продлевается при выдаче патента.  
Патент выдается иностранному гражданину на один год, однако срок действия патента (а именно срок временного пребывания) определяется на основании оплаты авансового платежа по НДФЛ. Если авансовый платеж был оплачен за 1 месяц, то срок временного пребывания (то есть право законно находиться на территории РФ) продлевается только на 1 месяц.   
В соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента. В этом случае на основании п. 8 Приказа ФМС России от 29.06.2015 № 321  
«Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ» при продлении срока действия документов, предусмотренных п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ, срок временного пребывания продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.  
А в п. 9 данного Приказа также указано, что при продлении срока временного пребывания иностранного гражданина, получившего или переоформившего патент и продлившего срок его действия на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, обращение иностранного гражданина в территориальный орган МВД РФ не требуется. 
То есть, оплатив первый авансовый платеж и получив патент, иностранному гражданину не нужно будет обращаться в территориальные органы МВД за получением продления срока временного пребывания.  
Документом, подтверждающим законное право нахождения на территории РФ в данном случае, будет сам патент и квитанция об оплате авансового платежа по НДФЛ (за какой период произведена оплата, столько иностранный гражданин и имеет право законно находиться на территории РФ). 
Но учет по месту пребывания на основании оплаченного платежа по патенту автоматически не продлевается.
Изначально принимающей стороной было подано уведомление о прибытии на основании миграционной карты.  
В уведомлении ставится штамп о постановке на учет до окончания действия миграционной карты.   
Если же иностранный гражданин получает патент, то в этом случае нужно подать заявление в орган МВД о продлении срока учета по месту пребывания.  
Заявление подается принимающей стороной, что указано в п. 42 Постановления Правительства РФ № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан».  
«…42. При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п. п. 1—9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных ч. 3, ч. 3 (1) и ч. 4 ст. 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов…» 
Территориальный орган Министерства внутренних дел РФ, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета. 
Этот вывод подтверждается также и Приказом ФМС России от 29.08.2013 № 364 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ». 
В п. 21 данного Приказа указано, что результатом предоставления государственной услуги являются: 
•постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания; 
•снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания. 
А в п. 34 четко указано, что заявитель обязан в течение 3 рабочих дней сообщить непосредственно в территориальный орган ФМС России, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии, в случае в том числе заявленных сроков пребывания (проживания) в РФ (например, при получении либо продлении срока действия патента).  
Это означает, что при уплате очередного авансового платежа по патенту принимающая сторона или в некоторых случаях сам иностранный гражданин обязаны подать заявление в произвольной форме о продлении срока учета по месту пребывания на срок продления патента. Это обусловлено еще и тем, что авансовый платеж уплачивается в УФК в конкретную налоговую инспекцию, и о том, что иностранный гражданин оплатил данный авансовый платеж, МВД не знает.  
Поэтому автоматически учет по месту пребывания никак не может быть продлен на основании оплаченного авансового платежа по патенту, потому как МВД не владеет информацией о том, был продлен срок патента или нет.  
Эту информацию он получит от принимающей стороны на основании заявления и предоставленных документов и на этом основании внесет в базу данных информацию о продлении срока учета по месту пребывания на основании продления патента. 
О продлении срока учета по месту пребывания также говорит Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте». В п. 9 указано, что в случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ. 
Таким образом, исходя из всего вышеуказанного, при уплате очередного авансового платежа по патенту принимающей стороне в течение 3-х рабочих дней необходимо подать заявление о продлении срока учета по месту пребывания, уведомление о прибытии с указанием срока продления с приложением документов, подтверждающих продление срока временного пребывания, а именно копию квитанции об оплате авансового платежа по патенту.  
На основании данных документов иностранному гражданину поставят штамп о продлении срока учета по месту пребывания в миграционную карту. Так, в частности, в Письме Управления федеральной миграционной службы по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9/21-4586н указано: «Направляю информацию в формате ответов на задаваемые вопросы, поступающие на официальный сайт УФМС России по г. Москве в раздел «часто задаваемые вопросы», а также в раздел обращений граждан на электронную почту Управления в режиме «on-line»». 
Нужно ли иностранному гражданину, получившему патент, продлевать миграционный учет?
В соответствии с п. 42 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п. п.  1—9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006  
№ 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных ч. 3 , ч. 4 ст. 22 Федерального закона, обязаны в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка  
уведомления о прибытии и копий необходимых документов. 
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии.  
Территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета. 
Данный вывод подтверждается судебной практикой.  
1. Иностранного гражданина оштрафовали на 2 000 руб. без административного выдворения.
Решение Верховного суда республики Саха (Якутия) № 7/1-371/2015 от 18.12.2015 по делу № 7/1-371/2015 
…Из материалов дела следует, что М. въехал в РФ 07.06.2015 сроком до 04.09.2015, что подтверждается сведениями, указанными в миграционной карте М.  Из бланка уведомления о прибытии М. установлено, что 10.06.2015 был поставлен на учет по месту пребывания сроком до 04.09.2015.  
14.07.2015 М. был выдан патент на работу, который он оплачивал ежемесячно.  
Получив патент, оплачивал его, тем самым продлевая срок пребывания в РФ, М. не предпринял мер к тому, чтобы продлить срок регистрации, что является нарушением норм ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. 
Решение суда.
Переквалифицировать действия иностранного гражданина с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. без выдворения. 
Освободить иностранного гражданина из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по РС (Я). 
2. Решение о депортации иностранного гражданина было отменено.
Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2016 № 5-АД16-254 Гражданин Республики Узбекистан Х. прибыл на территорию РФ 19.11.2015, ему выдана миграционная карта, 25.11.2015 он поставлен на миграционный учет по месту пребывания. 
15.12.2015 УФМС России по Московской области Х. выдан патент на осуществление трудовой деятельности. 
24.12.2015 между Х. и ООО «ххх» заключен бессрочный трудовой договор. 
30.11.2015, 25.12.2015 Х. оплатил налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. 
В материалах дела имеются сведения о проверке гражданина Республики Узбекистан Х. по учетам базы данных ЦБДУИГ ФМС России, подтверждающие указанные обстоятельства. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 11.03.2016 Х. законно находился на территории РФ, поскольку срок его временного пребывания на территории РФ, установленный ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, не истек. 
В ЦБДУИГ ФМС России, сведения из которой были получены на момент выявления гражданина Республики Узбекистан Х., период действия миграционной карты указанного гражданина значится с 19.11.2015 по 15.04.2016.  
При этом в материалах дела имеется копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина с отметкой УФМС России по Московской области от 25.12.2015 о постановке на учет Х. до 15.04.2016. 
К настоящей жалобе приложена копия вышеупомянутой миграционной карты Х., из которой усматривается, что срок временного пребывания Х. на территории РФ ОУФМС России по Московской области в городском округе Серпухов продлевался 15.04.2016, до 15.05.2016 и с 13.05.2016 до 15.06.2016. 
Дата выдачи, серия и номер миграционной карты Х., копия которой приложена к настоящей жалобе и имеется в материалах дела, полностью совпадают с данными миграционной карты, выданной ему при въезде на территорию РФ 19.11.2015, сведения о которой занесены в ЦБДУИГ ФМС России. 
Следовательно, 11.03.2016 у Х. имелись действительная миграционная карта и патент с уплаченным фиксированным авансовым платежом, подтверждающие его право на временное пребывание на территории РФ. 
Вывод судьи районного суда и вышестоящих судебных инстанций о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, не основан на фактических обстоятельствах дела. 
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 11.03.2016, решение судьи Московского городского суда от 08.04.2016 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 18.07.2016, вынесенные в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить. 
Таким образом, продлевать учет по месту пребывания («регистрацию») на основании продленного патента нужно. 

Все Статьи