arrow-up arrowright arrowright

Микропредприятия: понятие, меры поддержки и особенности регулирования трудовых отношений

01.09.2020

Наталия Агешкина,
практикующий юрист-эксперт с многолетним опытом работы в различных сферах деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Имеет ряд публикаций в области уголовного, гражданского, предпринимательского и конкурентного права.

Рынок труда в России представлен различными категориями работодателей, трудовые отношения с которыми в ряде случаев подлежат специальному правовому регулированию положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. К одной из таких категорий относятся работодатели — субъекты малого предпринимательства, имеющие статус микропредприятий, о данной категории работодателей пойдет речь в данной статье.

Микропредприятием признается хозяйствующий субъект1, который: 

1) соответствует условиям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данные условия можно разделить на общие и частные (дополнительные);

2) внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (см. URL: https://ofd.nalog.ru). Статус «микропредприятие» может быть получен индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом определенной организационно-правовой формы. 

Общими условиями для присвоения указанного статуса являются: 

1) предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Указанный доход определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам (см. Письмо Минфина России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870 и др.). 

Предельные значения дохода для обозначенных целей устанавливаются Правительством России. С 01.08.2016 действует Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», в соответствии с которым предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для получения статуса «микропредприятие» составляют 120 млн руб.; 

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, не превышающая соответствующие предельные значения. 

Для получения статуса «микропредприятие» среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год в силу положений пп. «а» п. 2 ч. 1. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не должна превышать 15 человек. 

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год определяется на основании отчета, предоставляемого в налоговые органы (см. абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ) по форме, утв. Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год»2.

Важно: с 01.01.2021 сведения о среднесписочной численности работников будут представляться в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ). 

Для юридических лиц, имеющих намерение получить статус «микропредприятие», предусмотрены частные (дополнительные) условия

1) организационно-правовая форма. К категории микропредприятий могут быть отнесены только юридические лица, зарегистрированные в форме хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных партнерств, производственных и потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. 

К сведению: хозяйственные товарищества в указанный перечень были включены сравнительно недавно (с 01.12.2018, см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ), и это необходимо учитывать в случае применения официальных разъяснений, данных уполномоченными органами ранее указанной даты;

2) структура уставного капитала либо характер осуществляемой деятельности. 

Данное условие имеет значение для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и хозяйственных партнерств, при этом должно быть соблюдено хотя бы одно из следующих требований:

а) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных фондов) в хозяйственных обществах или хозяйственных товариществах: 

  • не должна превышать 25% (суммарно): либо в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо в складочном капитале хозяйственного товарищества; 
  • не должна превышать 25% (суммарно) голосующих акций акционерного общества; 

б) доля участия в хозяйственных обществах или хозяйственных товариществах иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства:

  • не должна превышать 49% (суммарно) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества; 
  • не должна превышать 49% (суммарно) голосующих акций акционерного общества. К сведению: предусмотренные ограничения в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на лиц, указанных в абз. 2 и 3 пп. «а» п. 1 ч. 1. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ (см. п. 3 Письма ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@);

г) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования; 

д) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; 

е) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень3 юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке4, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из критериев, обозначенных в абз. 2–4 пп. «д» п. 1 ч. 1. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; 

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.

Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (в том числе о микропредприятиях) вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном ст. 4. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП)5 — это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение указанного реестра возложено на ФНС России.

Внесение сведений в ЕРСМСП либо исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также иных сведений, представленных в ФНС России в соответствии со ст. 4. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Судебные органы подтверждают, что названная норма прямо указывает, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ЕРСМСП и исключение таких сведений из данного реестра зависит исключительно от исполнения хозяйствующими субъектами публично-правовых обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 № 02АП-10238/2019 по делу № А31-7761/2019).

Большинство сведений, обозначенных в ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вносится в ЕРСМСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года. 

Указанные положения, по мнению ФНС России, однозначно устанавливают дату (1 июля текущего календарного года), по состоянию на которую используются сведения в целях ежегодного формирования ЕРСМСП (см. Письмо ФНС России от 20.01.2020 № ГД-4- 14/615@).

Таким образом, категория субъекта «малого» или «среднего» предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 № 17АП-7048/2018-АК по делу № А60-62196/2017).

Можно сказать, что ЕРСМСП формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение хозяйствующим субъектам статуса субъекта «малого» или «среднего» предпринимательства (см. Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 № Д28и3430).

Установленный в ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» порядок формирования ЕРСМСП свидетельствует о том, что данный реестр формируется ФНС России на основании представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого или среднего предпринимательства, по общему правилу6 , не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в указанный реестр, соответственно, статус субъекта малого или среднего предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 № 18АП-1879/2020 по делу № А07- 29537/2019).

В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже установленных предельных значений (см. п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 данного закона), в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.

Из приведенных норм следует обязанность уполномоченного органа определить категорию юридического лица либо индивидуального предпринимателя на основании представленных за предыдущий календарный год документов, однако изменить такую категорию возможно лишь по истечении трех лет со дня ее первоначального установления. Вместе с тем, в течение указанного периода времени юридическое лицо (либо индивидуальный предприниматель) могут претерпеть существенные изменения в своей хозяйственной деятельности, что обусловит фактическую смену ими такого статуса при его юридической неизменности.

Указанное означает, что даже при наличии установленного уполномоченным органом правового статуса «субъекта среднего предпринимательства» юридическое лицо может фактически являться субъектом малого предпринимательства с распространением на него соответствующих прав и обязанностей (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 № 08АП-8949/2019 по делу № А75-3423/2019, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 № 07АП-9004/2018 по делу № А27-6669/2018, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 № 09АП48186/2017, 09АП-48543/2017 по делу № А40-48778/17 и др.).

Важно: содержащиеся в ЕРСМСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели: 

а) не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год,

б) либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена в установленном порядке, исключаются из ЕРСМСП 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведений о прекращении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя. 

Сведения, содержащиеся в ЕРСМСП, 10 числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными в течение 5 (пяти) календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений. Обозначенные сведения могут быть получены при обращении к поисковой системе данного реестра (см. URL: https://rmsp.nalog.ru/search.html).

При этом формируемые по конкретному субъекту малого или среднего предпринимательства сведения подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, обладают юридической силой в соответствии с п. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63- ФЗ «Об электронной подписи», и содержат визуализацию информации о сертификате ключа электронной подписи (см. Письмо ФНС России от 21.02.2017 № ГД-4-14/3271@).

К сведению: несмотря на то, что сведения в ЕРСМСП вносятся ФНС России на основании предоставленной ей информации, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность самостоятельно контролировать, содержатся ли необходимые сведения о них в данном реестре. 

В случае, когда сведения о них в таком реестре не будут обнаружены, данным субъектам следует сообщить об этом в налоговый орган. 

На официальном сайте ФНС России (см. URL: https://rmsp.nalog.ru/appealcreate.html) имеется возможность7 отправить заявление с целью проверки сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, сведения о котором отсутствуют в ЕРСМСП или внесены некорректно.

Важно: подтверждение принадлежности юридического лица/индивидуального предпринимателя к субъекту малого или среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к ЕРСМСП.

Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость подтверждения территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица/индивидуального предпринимателя к субъекту малого или среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице/ индивидуальном предпринимателе в ЕРСМСП (см. Письмо ФНС России от 08.08.2017 № ГД-4-14/15554@; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 № 20АП-7940/2019 по делу № А62- 6688/2019). 

Наше государство, проявляя заинтересованность в развитии и увеличении количества субъектов малого предпринимательства, в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств, стремится обеспечить благоприятные условия для этого, устанавливая различного рода преференции: 

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий (см. подробнее ст. 18 и др. связанные положения НК РФ);

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций. Подробнее об этом см. ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Информацию Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»8 ; Письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность»; Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

3) упрощенный порядок статистической отчетности. Микропредприятия предоставляют в Росстат отчетность в упрощенном порядке: 1 раз в 5 лет, а также в случае, когда они попадают в список субъектов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению (см. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»; ст. 5, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; п. 2 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 79). Юридические лица, являющиеся микропредприятиями, предоставляют годовую отчетность по форме № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» (см. приложение № 13 к Приказу Росстата от 27.07.2018 № 461; Приказ Росстата от 02.11.2018 № 654 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»). Индивидуальные предприниматели, имеющие статус микропредприятий, предоставляют годовую отчетность по форме № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (см. приложение № 11 к Приказу Росстата от 22.07.2019 № 419). Микропредприятия — юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие производство продукции (товаров, работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и пара, лесозаготовки, а также рыболовство, предоставляют (с отчета за 2019 год) годовую отчетность по форме № МП (микро)-натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием» (см. Приложение № 10 к Приказу Росстата от 22.07.2019 № 419). Информацию о том, какую статистическую отчетность, и в какие сроки надлежит предоставить конкретному субъекту (в том числе микропредприятию), можно получить с помощью специального сервиса на сайте Росстата (см. URL: https://websbor.gks.ru/webstat/#!/ gs/statistic-codes);

4) особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (см. ст. 30 и др. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);

5) оказание финансовой поддержки путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий (см. ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ст. 78, 80, 115 Бюджетного кодекса РФ и пр.);

6) упрощенное кадровое делопроизводство (см. об этом подробнее далее по тексту настоящей статьи);

7) иные формы поддержки (см. ст. 7, 14, 16–25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.). 

1 Категориями субъектов малого и среднего предпринимательства являются: микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие. Микропредприятие рассматривается как подвид малого предприятия.
2См. также: Приказ ФНС РФ от 10.07.2007 № ММ-3-13/421@ «Об утверждении «Формата представления Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, в электронном виде (на основе XML) (Версия 4.01) Часть LXXXII».
3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности».
4 См.: Постановление Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335 «Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», для целей ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации». 5 Далее по тексту настоящей статьи — ЕРСМСП.
6 На отдельные организации и органы власти возложены обязанности по ежегодному представлению в ФНС России сведений, необходимых для ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (см. ч. 6–6. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). 7 См. также: Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. приказом ФНС России от 19.08.2016 № СА-7-6/442@.
8 См.: URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/06/main/INFORMATSIYA_PZ_3-2016.docx.

Продолжение статьи читайте 

в следующем номере 

журнала ПРАВОсоветник

 


Все Статьи