arrow-up arrowright arrowright

Многоликий Быков

09.10.2018
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, 
Тютчевской и других международных литературных премий

Его сторонятся коллеги по литературному цеху, побаиваются интервьюеры, любит публика и ценят посвященные… Но и те, и другие не понимают, как он это делает: как он может  совмещать в себе столько талантов?

Впервые мы познакомились, конечно, на семинаре Игоря Волгина в Литинституте. 
Но я еще училась, а молодого Быкова приглашали в семинар выступить или послушать выступления студентов в качестве почетного гостя. Мы ровесники, хотя мне трудно в это поверить. Дима еще тогда в середине девяностых выглядел классиком, знающим себе цену. Литинститут был для меня вторым вузом (1995—2000), а Дима окончил МГУ (1993) и давно уже работал журналистом. Не то чтобы он был особенно горделив или заносчив, просто в его характере природой заложен механизм постоянной самозащиты и твердой уверенности в том, чего он желает добиться. Его отличает сумасшедшая скорость мышления. Если прислушаетесь, давая интервью, он начинает отвечать на вопрос раньше, чем интервьюер закончит его задавать. И как в неправильной актерской игре — совершенно не похоже, что он задумывался над ответом. У него всегда есть ответы на все задаваемые ему вопросы, причем стремительные ответы. И вообще он стремительный. А куда деваться, когда ты живешь одновременно в десяти измерениях?

Ему действительно многое дано, и дело не только в наборе талантов и возможности работать в самых различных смежных областях литературы, а в том, что в каждой из них он становится лидером и все успевает. Это поэзия, журналистика, радиожурналистика, лекции по литературе, художественная и документальная проза, литературная и кинокритика, преподавание в школе, а также политика. И заметьте, он не просто пишет, он еще и читает. В день по роману. Он знает все о литературе, да и не только о литературе. Дмитрий Львович Быков — автор многочисленных романов, некоторые из которых необъятные, автор любимых народом «Гражданина Поэта» и «Господина хорошего», сатирических стихов, которые талантливо разыгрывает Михаил Ефремов, он — автор нескольких нашумевших книг из серии ЖЗЛ, постоянный автор «Собеседника», «Огонька», «Вечернего клуба», «Столицы», «Сельской нови», «Здоровья», «Новой газеты» и еще огромного количества средств массовой информации.

Дмитрий Быков лауреат премий «Большая книга» (2006), «Золотое перо России» (2010), «Национальный бестселлер» за книгу «Борис Пастернак», премии имени А. и Б. Стругацких и многих других литературных наград.

Но главной его ипостасью для меня была и остается поэзия, и мне кажется, что ему достаточно было бы просто писать стихи, чтобы остаться в русской литературе в качестве значительного крупного поэта конца XX — начала XXI веков. Но он так не может, вернее, не смог на каком-то этапе своей жизни, потому что вся его творческая активность возрастала на моих глазах. Когда-то я была на вечере в маленьком зале на Заставе Ильича, куда Дима Быков принес свою первую книжку, умещавшуюся на ладони. 

Сейчас Быков — это гейзер, который может говорить или писать обо всем и бесконечно. И я думаю, что еще через несколько лет он осознает, что все эти грани творчества так и просят свести их к одному знаменателю: к деятельности философской. 
По сути, Быков — мыслитель, потому что его знания и умение обрабатывать информацию сопровождаются еще одной важной способностью — он всегда выдает собственные оригинальные умозаключения, его анализ является эксклюзивным и открывает новый взгляд на мир.

Его настоящая фамилия Зильбертруд. Как символично, что часть фамилии созвучна существительному «труд». Быков — большой трудяга. Кто-то рассказывал, что, придя для интервью в гости к Дмитрию Львовичу, увидел на его столе гору текстов, папок, листов, в которых Дима — слой за слоем — что-то быстро дописывал, это были заказы или срочные материалы в разные издательства, СМИ и т. д. 

Он родился в Москве в 1967 году, в декабре. Стихи по собственному признанию стал писать лет в шесть. Это известный возраст для многих сочинителей. Родители его развелись, мама, Наталья Иосифовна Быкова, чью фамилию он носит, после окончания МГПИ работала учительницей русского языка и литературы в школе. Отец — детский врач-оториноларинголог. Нужно заметить, что Дима был поздним по тем временам ребенком — матери было тридцать, а отцу и вовсе сорок лет.
 

Во время учебы в школе он уже входил в совет передачи для старшеклассников на Всесоюзном радио «Ровесники», окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ, прямиком к Игорю Леонидовичу Волгину, который преподает там до сих пор и ведет все ту же студию «Луч», куда пришел и Быков.
Это была еще одна волна талантливых молодых людей, которых принял Волгин в студию, многие из которых состоялись как поэты на все сто процентов. 

Первым таким набором, как я уже писала, были пионеры студии — члены литературной группы «Московское время», а в девяностые такой обоймой стали Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Елена Исаева, Вера Павлова, Вика Иноземцева, Вадим Степанцов. Учеба на журфаке прерывалась службой в армии, а окончил МГУ Быков в 1991 году с красным дипломом. То есть способности зашкаливали.

При этом с 1985 года Быков, как уже говорилось, работает в «Собеседнике» и сотрудничает еще с десятком газет, журналов и еженедельников. В двадцать с небольшим лет он уже брал интервью, причем у Андрея Вознесенского, которому по окончании работы почитал стихи. Вознесенский внес его в список рекомендуемых им к принятию в Союз писателей СССР. Так Дима стал в 23 года официальным писателем, (главным образом, ради прохода в ресторан ЦДЛ), хотя и без этого в его первые сборники вошли сильные, чувственные, живые стихи, выделяющиеся из стихов ровесников. В 2000 году Дмитрий Быков получил должность креативного редактора «Собеседника». С 2002 по 2003 год он — заместитель главного редактора газеты «Консерватор», затем — редактор отдела «Культура», а позднее — отдела «Общество» в журнале «Огонек». С 2007 года — обозреватель журнала «Русская жизнь». 

И как вездесущий — в те же самые годы он преподает литературу в обычной школе, где работала его мама, и учился он сам, а позже и до сих пор преподает и в частных школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал».

Дмитрий Львович читает курс истории литературы советской эпохи, а также лекции на разных лекционных площадках Москвы. Так, например, он периодически читает лекции по литературе авторского цикла «Календарь» в лектории «Прямая речь».

Наиболее известные романы Дмитрия Быкова: «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». Работая над книгами в серии «Жизнь замечательных людей», он стал настоящим биографом Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского. Также Дмитрий написал два сборника зоологических рассказов в соавторстве Ириной Лукьяновой.

Еще одна сторона деятельности: телевидение. В конце девяностых — начале двухтысячных Быков являлся ведущим различных телевизионных проектов: вел «Времечко» на ТВЦ, «Хорошо, БЫков» на канале ATV, программу «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия». Также вел шоу «Картина маслом» на «Пятом канале».

Следующий вид деятельности работа на радиостанциях «Юность», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM» в авторских программах. Сейчас он ведет программу «Один» на «Эхе Москвы». 

Он — известный и даже, можно сказать, один из лидеров оппозиции существующей государственной власти. Он часто выступает на митингах, участвует в протестных акциях, обличает власть в своих стихах. Но я ни разу не слышала, чтобы в речах Быкова было пренебрежение к стране и народу. Я не могу даже представить, чтобы Дима Быков спутал борьбу против политической власти с русофобией и заменил одно другим. Это надо понимать. Дмитрий Львович Быков является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России, также сотрудничает с МПГУ. 

У Димы Быкова двое детей — сын и дочь. И он выглядит счастливым. Он редко появляется на больших литературных мероприятиях и в этой самой литературе живет своей жизнью, своим хутором. Тем не менее его многие любят, хотя он-то как раз думает, что его многие ненавидят.

Вообще у Дмитрия Быкова много общего с поэтом Верой Полозковой, хотя они и сами враждуют. Помимо высокого электричества, текущего в их организме, особого штамма пассионарности, позволяющего быть «обширным» творцом, творцом, способным поднять массы, завладеть ими, у этих двух замечательных поэтов есть еще одна общая черта: они уверены в том, что их ненавидит подавляющее число коллег по цеху, но они обманываются. В нашем цеху любви собратьев вообще дожидаются очень немногие. Но и признавать очевидное поэты умеют. Несмотря ни на какие политические, идеологические и прочие разногласия, не увидеть и не признать дара этих двух людей невозможно. Невозможно отрицать, что бог дал Дмитрию Быкову огромный дар и энергию его реализовывать. Он просто пока — как настоящий пророк — не понят и не до конца узнан в своем отечестве. 



Все Статьи