arrow-up arrowright arrowright

О праве медицинских работников на досрочную пенсию

13.11.2013
Анна Шорина,
старший юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»

Нередки случаи, когда работники муниципальных и государственных поликлиник и больниц переходят работать в коммерческие клиники. При этом разницы в самой работе медики не видят, ведь они продолжают выполнять те же обязанности, что и на предыдущем месте работы, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Однако, как показывает практика, суды такую разницу видят, в частности, по вопросу включения стажа работы в данных организациях в стаж, дающий право на досрочное назначение работникам здравоохранения трудовых пенсий.

Работница трудоустраивается в коммерческую клинику на должность медицинской сестры. Клиника создана в форме общества с ограниченной ответственностью, оказывает платные услуги населению по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи и имеет необходимые лицензии. 
Неплохо было бы знать, работая медсестрой, будет ли включаться стаж работы в данной клинике на указанной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение работнице трудовой пенсии.
По нашему мнению, право сотрудницы на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная). Однако в правоприменительной практике отсутствует единый подход к разрешению данного вопроса. И здесь нужно разбираться подробно.
При несогласии гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, суд вправе разрешить вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. 
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 указанной статьи Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Список, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Список должностей и учреждений).
Должность медицинской сестры содержится в указанном Списке. При этом в перечне учреждений не указаны коммерческие клиники, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, однако указаны поликлиники всех наименований (п. 9 Списка должностей и учреждений).
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3 Постановления от 03.06.2004 № 11-П, по смыслу статей 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. 
То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 № 520-О-О, от 23.06.2009 № 906-О-О, от 23.09.2010 № 1183-О-О, где отмечено, что, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. 
Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций).
С учетом указанной позиции Конституционного Суда РФ термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. К такому выводу пришли некоторые суды (Определение Московского областного суда от 10.11.2011 по делу № 33-21612, Определение Московского областного суда от 09.02.2012 по делу № 33-3319/2012, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.09.2012 по делу № 33-5314/2012, Апелляционное определение Московского областного суда от 20.12.2012 по делу № 33-23957/2012).
Вместе с тем, со ссылкой на указанные Определения Конституционного Суда РФ, некоторые суды пришли к противоположному выводу: общество с ограниченной ответственностью не является учреждением здравоохранения в том смысле, в котором это предусмотрел законодатель, утверждая перечень учреждений здравоохранения, которым следует руководствоваться при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 25.06.2012 по делу № 33-5263).
В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного суда РФ 11.12.2012 принял Постановление № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее — Постановление Пленума № 30).
Как разъяснено в п. 17 указанного Постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. 
Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 Постановления Пленума № 30).
К сожалению, указанные разъяснения окончательно не устранили имевшиеся в правоприменительной практике противоречия. Так, ряд судов со ссылкой на указанный пункт Постановления Пленума делают вывод о том, что понятие «учреждение здравоохранения» охватывает не любую организационно-правовую форму деятельности юридических лиц (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 31.01.2013 по делу № 33-197/2013(33-8383/2012, Определение Ленинградского областного суда от 30.05.2013 № 33-2542/2013).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). 
С учетом вышеизложенного суды делают вывод о том, что коммерческие организации, в том числе в обществе с ограниченной ответственностью, имеют своей целью извлечение прибыли, и работа в этой организации не может быть включена в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.04.2012 по делу № 33-3576/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.05.2013 по делу № 33-5669/13).
Со ссылкой на абз. 2 п. 17 Постановления Пленума № 30 суды приходят к выводу, что стаж работы в клинике, являющейся коммерческой организацией, может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в случае, когда эта коммерческая организация создана в результате реорганизации учреждения, при условии сохранения прежнего характера профессиональной деятельности работников учреждения (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.04.2013 по делу № 33-1240/2013).
Таким образом, единая правоприменительная практика по данному вопросу на сегодняшний день отсутствует. 
Вместе с тем в п. 16 Постановления Пленума № 30 ВС РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
На основании указанного разъяснения, в частности, Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 04.06.2013 № 33-4335/2013 признал правомерным включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в клинике, созданной в форме ООО, поскольку медицинская клиника, созданная в форме ООО, в которой работал истец, является действующим юридическим лицом, поставленным на учет в налоговом органе, согласно положениям устава и имеющимся лицензиям, основными видами деятельности общества является, в том числе, оказание медицинских услуг, включая стоматологические. 
Также суд указал, что должность врача-стоматолога-хирурга предусмотрена штатным расписанием ООО, в его должностной инструкции указано, что основной задачей является оказание квалифицированной лечебно-диагностической и профилактической помощи пациентам, нуждающимся в стоматологическом лечении.
Дополнительным аргументом в пользу возможности отнесения клиник, созданных в форме коммерческих организаций, к медицинским учреждениям в смысле, придаваемом этому понятию пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, является издание Минздравсоцразвития России Приказа от 15.05.2012 № 543н, вступившего в силу 04.01.2013, которым утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее — Положение).
Как указывалось выше, в Списке должностей и учреждений поименованы поликлиники всех форм собственности.
В соответствии с п. 2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1—27 к Положению.
Как установлено в п. 2 Правил организации деятельности поликлиники, являющихся приложением № 1 к Положению, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Кроме того, пункт 4 Положения указывает, что первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению как в качестве бесплатной, так и в качестве платной медицинской помощи.
Указанные нормы, на наш взгляд, подтверждают возможность отнесения к учреждениям здравоохранения клиник, созданных в форме коммерческих организаций.

Все Статьи