arrow-up arrowright arrowright

Парк Горького

01.03.2017
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, Тютчевской и других международных литературных премий

У столицы на главном Кольце сверкает бриллиант редкой красоты и чистоты: это самый известный парк страны — парк Горького.

Сколько фильмов здесь снято, сколько воспоминаний у людей всех поколений связано с этим местом! Огромная площадь, лесистые холмы, сила Москвы-реки.
 
Что-то мистическое здесь есть. Парк плотно прилегает к реке, прерывая проезжую часть на несколько километров, углубившись в него, можно заблудиться. Как известно, сейчас территория парка включает в себя и Нескучный сад, и Воробьевы горы, и Музеон. Интересно, что было здесь в старину?

История Нескучного сада берет свое начало от появления в 1753 году на участке от Калужской заставы до Москвы-реки усадьбы князя Н. Ю. Трубецкого, военного и государственного деятеля времен царствования Елизаветы Петровны. Его дедом по матери был богатейший князь Г. С. Черкасский, а прадедом Н. Ю. Трубецкого был тот самый Никита Одоевский, который фактически управлял делами во время правления царя Федора Алексеевича. Он служил генерал-прокурором, затем в течение 3 лет возглавлял Военную коллегию (в чине генерал-фельдмаршала). Вот он и был первым владельцем подмосковной усадьбы Нескучное. Князь купил 18 октября 1728 года на имя своего пятилетнего сына Петра у архимандрита Заиконоспасского училищного монастыря Германа (Копцевича) «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки».

Князь Трубецкой был на коне и в царствование Анны Иоановны, и при Елизавете, которая сохранила ему должность главы Сената. Никита Юрьевич был свидетелем восьми царствований и служил генерал-прокурором двадцать лет. Он дружил с Феофаном Прокоповичем и Кантемиром, покровительствовал труппе Федора Волкова и сам писал стихи. Архитектор Ухтомский выстроил для него в середине XVIII века усадьбу во французском строгом стиле — «Нескучное».

Но во владениях князей Трубецких была территория южной усадьбы.  Средняя усадьба связана с фамилией князей Голицыных, она со временем попала в собственность императорской семьи. А Северная усадьба, то есть часть Нескучного сада, которая ближе всего к центру Москвы, связана с Демидовыми.
 
С XVIII века здесь располагалась усадьба Нескушное, принадлежавшая Прокофию Демидову.  Прокофий Акинфиевич Демидов  — старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Меценат и благотворитель, поклонник садоводства.

П. А. Демидов родился и умер в Москве,  учился в Гамбурге, там и воспитывал своих сыновей. Нигде не служил и гордился этим, но получил чин действительного статского советника за благотворительную деятельность: основал в Москве Демидовское коммерческое училище (1772 год), вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома, делал многотысячные пожертвования на Московский университет, которому, между прочим, передал собранный им гербарий, поскольку с увлечением предавался занятиям ботаникой, создавал цветники и теплицы, и даже на известном парадном портрете Левицкого из Третьяковской галереи опирается на лейку и указывает перстом на кадки с растениями. Он написал исследование о пчелах, очень любил певчих птиц. 

Академик Паллас целый месяц прожил в его подмосковном доме, составляя «Каталог растениям, находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова». Этот самый подмосковный дом, позднее включенный в состав усадьбы Нескучное, и был центром интересов Демидова, он проводил здесь все свое время. Если верить Пыляеву, над разравниванием ландшафта здесь работали целые два года ежедневно по семисот рабочих. Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре. Он считается основателем Нескучного сада. Нескучное было знаменито не только своими величественными строениями, в лучших традициях усадеб того времени, но и великолепным ботаническим садом.

В этом саду, по некоторым данным, было несколько тысяч различных видов растений. Уже тогда это место было довольно популярным местом отдыха, доступным, правда, лишь высшим сословиям. Позже Демидов распродал свое имение по частям, и его владельцами оказались несколько человек одновременно. В результате до нашего времени сохранились лишь немногие постройки, располагавшиеся в усадьбе.

К концу XVIII века название «Нескучное» распространилось и на усадьбы, соседние с имением Трубецких. В начале царствования Николая I все участки были выкуплены дворцовым ведомством и на этих землях разбит Нескучный сад.

Партерная часть Парка обязана своему возникновению инициативе советской власти — организации на этой территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся здесь в 1923 году. Создавал павильон для выставки А. В. Щусев.
 
В 1933 году бразильский архитектор Родриго Дакоста кардинально перестроил здание, поменял его функцию. Здание стало первым в Москве звуковым кинотеатром. 
В 1942 году в центральную часть здания попала авиабомба. Была разрушена кровля, кинозал, фойе, частично несущие конструкции.

А парк, о котором идет речь, парк имени Горького, был основан в 1928 году. Правда, имя пролетарского писателя присвоено парку лишь в 1932-м в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности. Как раз в это время Горький окончательно вернулся в СССР из Италии. То есть парк стал носить имя еще живого классика, который был нужен стране и партии.

Главным создателем ЦПКиО, как сокращенно назывался Центральный парк культуры и отдыха, был архитектор-авангардист К. С. Мельников. Если вы вспомнили эту фамилию, то вы не ошиблись, — именно этот архитектор создал для себя и своей семьи «круглый» дом в Кривоарбатском переулке, который стал вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры.  

Архитектор также создал первоначальный саркофаг В. И. Ленина, павильон СССР для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже, многочисленные клубы, множество гаражей постройки 30-х годов, в том числе гаражи на Новорязанской улице, где располагалось трамвайно-троллейбусное депо. 
Не премину упомянуть, что этим гаражом руководил перед войной мой прадед.

Как главный архитектор парка, К. С. Мельников осуществил планировку его партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И. В. Жолтовский. 
В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». Фонтан по проекту Мельникова осуществлен не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружен иной по характеру фонтан архитектора А. В. Власова. Центральный партер и планировка вокруг Голицынского пруда оформлены в 1937—1938 годах по проекту архитектора В. И. Долганова.

Вот как писала газета «Правда» о дне открытия парка: «На этот день пришлось сразу несколько событий... Спартакиада, парад на Красной площади, скаковое дерби. 
Казалось, что для парка культуры и отдыха не хватит народу... И вот  —  идут и идут. Огромная территория парка кишит празднично приодетой публикой...» Случилось это 12 августа 1928 года. Москвичи, как водится, рабочие, трудящиеся столицы настойчиво высказывались насчет создания в Москве большого парка отдыха. И с традиционной формулировкой  — «идя навстречу трудящимся»  — Моссовет постановил такой парк создать. Вернее, перестроить на месте Всероссийской сельскохозяйственной выставки. 

Но это не значит, что Моссовет и организовал это строительство. В те годы сами трудящиеся в свободное от работы время и строили для себя то, что им было необходимо для жизни: дома, парки, детские сады… Газеты писали о дне открытия: «Теплый разгулявшийся день. Блики солнца отливают в воде Москвы-реки, взволнованной ударами множества весел, играют на пестрых красках павильонов и золотят верхушки деревьев Нескучного. На всем пространстве от Крымского моста до Нескучного кипит людское море. Отдыхающие заполняют проспекты, густо посыпанные желтым песком дорожки, павильоны, спортплощадки.

Первый день, естественно, уходит главным образом на осмотр всех богатств парка. Наибольшее внимание уделяется выставке Моссовета; отделы, привлекающие усиленное внимание,  — детский (Мосздрав)  и  механический... Трудящаяся Москва дотошливо осматривает свой парк культуры и отдыха. Идут и идут...»
Итак, в СССР впервые появился парк, которого не было ни в стране Советов, ни в дореволюционной России. 
Здесь были выставочные и спортивные павильоны, аттракционы и детский городок, функционировала детская железная дорога. 
Весной 1943 года на территории парка были выставлены образцы трофейной немецкой техники, в том числе первый захваченный исправный танк «Тигр». А в конце 50-х годов в парке прошла масштабная реконструкция. Помимо целевых посещений парка для занятия в спортивных секциях или на выставки, теперь в парке можно было просто погулять, покатать детей на качелях, покататься на лодках.

В парке снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука», когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали этот эпизод в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО имени Горького со стороны Ленинского проспекта. В 1987 году в парке снимался финальный эпизод фильма Сергея Соловьева «Асса», когда группа «Кино» исполняет песню «Хочу перемен». Для съемок был организован бесплатный концерт в Зеленом театре парка. И лишь в конце 90-х Парк Горького стал платным, торгово-рыночным, множество палаток и диких аттракционов, громкая музыка, перекрывающая визг любителей экстрима. Здесь в разных точках стали проводиться концерты и ежегодные встречи десантников в День ВДВ. Эти знаменитые празднества с омовением в фонтанах и драками стали целой эпохой в истории парка.

После урагана, пронесшегося над Москвой в 1998 году, уборкой парка от многочисленных поваленных деревьев занимались курсанты 2 и 3 курсов Военного университета Министерства обороны РФ. Их казармы находились неподалеку от парка — на Комсомольском проспекте.

В 2011 году концепция парка поменялась. Из места шумного и особенно детского отдыха парк превратился в место тихих летних прогулок, катания на велосипедах, лодках, зимнего красочного царства льда, умного отдыха. Аттракционов и лунапарков здесь больше нет. Плату за вход отменили. 
В летний период здесь проводятся «лектории», открываются читальни, клубы и театры, стадионы и зеленые уголки, можно отдохнуть на лужайках в гамаках. А еще здесь есть Wi-fi и много цветов. 

В выходные парк посещает около ста тысяч человек. В парке теперь царит культ активного отдыха на воздухе. Для этого здесь есть и смотровая площадка, и прокат велосипедов, веломобилей, и столы для настольного тенниса, и даже стойки для зарядки ноутбуков и телефонов, есть пляжи и песочницы, кинотеатр под открытым небом и поле для мини-футбола, оранжереи и спортивные тренажеры. 

Парк имени Горького занимает территорию около 100 гектаров, он является одним из крупнейших парков культуры и отдыха в Европе. История Парка Горького и тех усадеб, которые были здесь в прошлые века, занимательна и многогранна. Подмосковные усадьбы XVII—XVIII веков блистали огнями и фейерверками, сюда на балы съезжались тысячи гостей, а благородные граждане Москвы прогуливались еще тогда по аллеям и дорожкам местных садов и парков. Этот высокий берег Москвы-реки обладает своей энергетикой и готов ею делиться с новыми горожанами.  


Все Статьи