arrow-up arrowright arrowright

Положение об учетной политике на 2020 год. Формирование учетной политики при наличии Обособленных подразделений

01.11.2019
Виталий Семенихин,
Руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Датой получения дохода является дата, на которую доход признается фактически полученным для целей включения его в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Об особенностях определения даты фактического получения дохода в целях исчисления НДФЛ мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется организацией в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).

Из ст. ст. 2 и 6 Закона № 402-ФЗ вытекает, что обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется исключительно на все российские организации, как коммерческой, так и некоммерческой сферы. Эта обязанность влечет за собой необходимость формирования учетной политики организации, где закрепляются избранные способы ведения бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухучета, такой способ самостоятельно разрабатывается организацией исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и(или) отраслевыми стандартами.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ), о которых идет речь, признаются основными документами в области регулирования бухгалтерского учета, подлежащими обязательному применению (ст. 21 Закона № 402-ФЗ). Они устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций, в том числе для организаций бюджетной сферы.

Их разработкой для организаций бюджетной сферы занимается Минфин России, а для иных организаций (не относящихся к финансовым) — любой негосударственный регулятор бухгалтерского учета, а также Минфин России (если разработку соответствующего ФСБУ не взял на себя ни один из негосударственных регуляторов). При этом утверждение всех ФСБУ отнесено Законом № 402-ФЗ к компетенции финансового ведомства. Однако пока Минфин России активно утверждает лишь федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы (с 26.07.2019 они официально именуются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов) — на сегодняшний день уже утверждено 18 таких стандартов.

В свою очередь для обычных организаций Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, утвержден только один стандарт — ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», обязательное применение которого начнется с 2022 года. Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н (далее — Программа), находятся в процессе разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.

В то же время до появления ФСБУ, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, в их роли у обычных организаций выступают действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 по 01.01.2013. Иными словами, пока в роли ФСБУ у большинства российских фирм выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. Нужно сказать, что ст. 8 Закона № 402-ФЗ, обязывающая организации формировать свою учетную политику, содержит лишь основные принципы учетной политики организации, а конкретный порядок ее формирования (с учетом вышеизложенного) установлен пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 1/2008).

При этом, как следует из п. 3 ПБУ 1/2008, в части формирования (выбора или разработки) учетной политики нормами ПБУ 1/2008 обязаны руководствоваться все организации, а в части раскрытия учетной политики — компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе. Не секрет, что сегодня многие фирмы имеют в своем составе представительства, филиалы или иные обособленные подразделения (далее также — ОП).

При этом гражданское законодательство относит в состав обособленных подразделений только филиалы и представительства, а налоговое — включает в их состав любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Отметим, что любое обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, оно является лишь составной частью самой организации, которая для выполнения определенных функций наделяет его необходимым имуществом и соответствующими полномочиями. При этом передача имущества от головной организации в обособленное подразделение (и наоборот) не признается реализацией, т. к. операции по перемещению активов совершаются в рамках одного юридического лица, которому это имущество принадлежит на праве собственности.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за обособленным подразделением компании, отражается одновременно и в балансе головной организации, и в балансе самого подразделения. Причем в такой ситуации обособленное подразделение самостоятельно ведет бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни и формирует самостоятельную бухгалтерскую отчетность, которая признается внутренней бухгалтерской отчетностью компании.

В силу того, что обособленное подразделение фирмы не обладает правоспособностью юридического лица, оно не представляет в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. На это указывают и финансисты в своем Письме от 18.08.2009 № 03-03-06/1/527. Головная организация ведет бухгалтерский учет лишь в разрезе операций, осуществляемых самостоятельно, а бухгалтерская отчетность в целом по организации формируется «головой» исходя из собственных данных, отраженных в учетных регистрах, и данных, полученных из внутренней бухгалтерской отчетности ОП.

Ведь, как сказано в п. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее подразделений, включая ее филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Если же ОП не выделено на самостоятельный баланс, то бухгалтерский учет осуществляется непосредственно в головной компании, при этом возникает необходимость в четкой и своевременной передаче всей необходимой информации из обособленного подразделения в головной офис. Правда, такой вариант ведения бухгалтерского учета может применяться лишь небольшими фирмами, ОП которых находятся относительно недалеко от головного офиса. Тем не менее даже в такой ситуации существует вероятность того, что операции, осуществляемые обособленным подразделением, будут несвоевременно или неполно отражены в бухгалтерском учете компании. Любой сбой в системе сбора и обработки «первички» может привести к весьма негативным последствиям.

Все эти и другие нюансы не могут не сказываться на правилах ведения бухгалтерского учета, закрепляемых в учетной политике организации. На это указывают и нормативные документы Минфина России, применяемые сегодня организациями в целях ведения учета. К последним, в частности, относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, а также ПБУ 1/2008.

Так как обязанность по формированию учетной политики распространяется на юридических лиц, то ее формированием занимается именно головная фирма, которая при ее разработке должна учесть все свои структурные особенности.

При этом положения учетной политики обязательны к применению всеми обособленными подразделениями компании, на что указывает п. 9 ПБУ 1/2008.

Аналогичные разъяснения дает и Минфин России в своем Письме от 10.08.2010 № 07-02-06/119.

Согласно п. 8 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и тому подобное) организации. На практике учетная политика организации обычно оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три раздела:

  • организационно-технического;
  • методологического в части ведения бухгалтерского учета;
  • методологического в части налогообложения.

Наличие в структуре организации одного или нескольких ОП в основном сказывается на порядке формирования первого из указанных разделов учетной политики, в котором организация прописывает основные правила, имеющие отношение к организации самой системы учетного процесса. В частности, в организационном разделе учетной политики нужно указать, чьими силами ведется бухгалтерский учет по организации в целом, а также в каждом обособленном подразделении компании. Если в «голове» учет ведется бухгалтерской службой, то в обособленном подразделении, выделенном на отдельный баланс, эти функции может выполнять либо штатный бухгалтер, либо бухгалтерия обособленного подразделения.

Все зависит от величины переданных обособленному подразделению функций, которые и определяют объем учетной работы такой структурной единицы.

Затем в учетной политике закрепляется единый рабочий план счетов, которым в своей учетной работе будет руководствоваться как сама компания, так и все ее обособленные подразделения.

Единый сквозной план счетов с необходимым количеством субсчетов и счетов аналитического учета является гарантией идентичного отражения хозяйственных операций как в головной организации, так и в каждом обособленном подразделении фирмы.

Если обособленное подразделение организации выделено на самостоятельный баланс, то расчеты между «головой» и обособленным подразделением отражаются с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Этот же счет используется для отражения информации о состоянии внутрихозяйственных расчетов обособленных подразделений между собой, если в структуре компании их несколько. Причем порядок отражения внутрихозяйственных расчетов зависит от выбора места формирования себестоимости продукции (работ, услуг), а также от места реализации последних. Это определяет и необходимую степень детализации по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Так, например, обособленное подразделение организации может осуществлять весь производственный цикл самостоятельно — от приобретения сырья и материалов для производства продукции до ее продажи. Такой объем полномочий обособленного подразделения обычно предполагает, что в подразделении ведется самостоятельный бухгалтерский учет всех операций, а итоговые данные передаются в головную компанию для формирования отчетности по организации в целом.

В то же время это не единственно возможный вариант взаимодействия головной организации с обособленным подразделением, поэтому количество объектов бухгалтерского учета, учет которых будет вестись с применением счета 79, зависит от конкретного порядка взаимодействия между головной компанией и обособленным подразделением. Имейте в виду, что от выбора места формирования себестоимости продукции (работ, услуг) зависит, кто кому будет передавать фактически произведенные затраты — «голова» обособленному подразделению или наоборот обособленное подразделение головной компании.

Следующий момент, которому при формировании учетной политики фирмы придется уделить повышенное внимание, это система документооборота в организации, в том числе и порядок обмена документацией между головным офисом и обособленным подразделением. Отметим, что построение системы документооборота определяется количеством структурных единиц и объемом полномочий каждого обособленного подразделения.

В силу того, что действующим бухгалтерским законодательством объемы, сроки и формы предоставляемой информации в адрес «головы» не закреплены, в учетной политике следует отметить, в каких объемах, в какие сроки и по какой форме обособленное подразделение будет предоставлять необходимые сведения в головную компанию. Если передача необходимых сведений осуществляется посредством авизо, то в учетной политике следует закрепить форму этого документа, разработанную с учетом требований ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Если в структуре организации имеется несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, то особое внимание следует уделить схеме документооборота при движении ресурсов между обособленными подразделениями.

В такой ситуации оптимальным вариантом документооборота между ОП является следующая схема движения — формально ресурсы передаются из ОП в головную компанию, а затем — получившему их ОП.

Такой вариант оформления документации позволит головной компании отслеживать все движения ресурсов между ОП в течение года. Несмотря на то, что эта схема немного повысит трудозатраты бухгалтерской службы «головы», в подразделениях вести учет станет проще. Не нужна будет даже сверка расчетов между самими ОП — достаточно будет сверить расчеты между конкретным ОП и головной компанией.

Выше мы уже отметили, что обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, формируют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, показатели которой включаются в консолидированную отчетность фирмы. В силу этого в учетной политике закрепляется состав формируемой внутренней отчетности и сроки ее предоставления в головную организацию.

Бухгалтерское законодательство не содержит понятия «отдельного» баланса, но в общепринятом смысле под ним понимается скорее не финансовая отчетность подразделения, а документ управленческого учета, в котором собраны все показатели, отражающие имущественное и финансовое положение структурной единицы компании на отчетную дату.

Перечень показателей, включаемых в отдельный баланс обособленного подразделения, компания определяет самостоятельно и закрепляет их состав в своей учетной политике. Это подтверждают письма Минфина России от 29.03.2004 № 04-05-06/27 и от 02.06.2005 № 03-06-01-04/273.

Причем внутренняя бухгалтерская отчетность компаний, имеющих разветвленную структуру, оформляется обособленными подразделениями в общем порядке в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н по соответствующим формам бухгалтерской отчетности. Заметим, что в силу пп. 6 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, устанавливаются федеральными стандартами. Пока нет такого стандарта, бухгалтерская отчетность формируется организациями по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н). На это указано как в п. 8 Приказа № 66н, так и в Письме Минфина России от 01.02.2019 № 07-01-09/5745. К представляемым формам бухгалтерской отчетности целесообразно приложить и оборотносальдовые ведомости по операциям обособленного подразделения за отчетный период с начала года. Это облегчит анализ финансово-хозяйственной деятельности и повысит степень контроля над правильностью отражения в учете хозяйственных операций.

Страховые взносы

Согласно ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Напомним, что пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязывает плательщиков страховых взносов сообщать налоговикам о наделении своих ОП полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Решение о наделении/лишении полномочий по начислению выплат/вознаграждений в пользу физических лиц принимается организацией — плательщиком страховых взносов самостоятельно. Сообщение составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

В Письме от 29.03.2018 № ГД-4-11/6000 ФНС России разъяснила, что если в середине квартала ОП лишено полномочий по начислению выплат работникам, то сведения по ним должна включать в свой расчет головная организация. Сдать расчет нужно по месту нахождения «головы».

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения. Согласно п. 5 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории РФ.

При наличии обособленных подразделений в учетной политике организации имеет смысл закрепить порядок начисления страховых взносов по сотрудникам, которые в течение года работают в нескольких подразделениях компании, а также переходят работать в другие подразделения компании через увольнение. При разработке такого порядка рекомендуем ознакомиться с Письмом Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 551-19.

Налогообложение

В части налоговых платежей обособленное подразделение своевременно должно передать в головную организацию данные налоговых деклараций по всем видам налогов, начисление которых производится этим обособленным подразделением. Кроме того, отчетность, предоставляемая обособленным подразделением в адрес «головы», должна содержать информацию о тех показателях, которые потребуются головной компании для определения размера налоговых обязательств, формируемых в целом по организации. Как вы уже, наверное, поняли, речь идет:

  • о выписке из таких регистров налогового учета по НДС, как книга продаж и книга покупок;
  • о сведениях об остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения;
  • о сведениях по среднесписочной численности сотрудников обособленного подразделения или о размере расходов на оплату труда (в зависимости от того, какой показатель используется организацией при определении доли прибыли, приходящейся на это ОП).

Не забудьте, что при наличии в организации разветвленной структуры необходимо решить вопрос о соблюдении кассовой дисциплины и о порядке ведения в обособленном подразделении самостоятельной кассовой книги. Напоминаем, что порядок ведения кассовых операций определяется правилами, установленными Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Порядок).

Порядком установлено, что для ведения операций по приему наличных денежных средств организация должна определить, так называемый, лимит кассы — максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня. Такой лимит определяется организацией самостоятельно в соответствии с приложением к Порядку, исходя из характера деятельности компании с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Вместе с тем, при наличии в организации обособленных подразделений лимит кассы устанавливается организацией с учетом некоторых особенностей.

Если обособленное подразделение компании самостоятельно сдает деньги в банк на расчетный счет организации, то лимит остатка наличных по обособленному подразделению определяется в том же порядке, что и для самой компании. В том случае, если обособленное подразделение сдает наличные деньги в кассу «головы», то свой лимит остатка головная компания должна определять с учетом лимита, установленного этим обособленным подразделением.

Экземпляр распорядительного документа организации об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется «головой» в порядке, установленном самой организацией, который необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Кроме того, из Порядка вытекает, что при осуществлении обособленным подразделением наличных расчетов оно, как и сама компания, должно вести самостоятельную кассовую книгу.

Причем вестись такая книга обособленным подразделением может как в бумажном виде, заполняемом вручную, так и с помощью компьютера. Однако в любом случае копии листа кассовой книги за день обособленное подразделение в обязательном порядке должно передать «голове» в срок, установленный руководителем организации.

И хотя такой срок руководитель должен устанавливать из расчета, чтобы у головной организации имелась вся информация о кассовых операциях, совершенных за отчетный период, к моменту составления отчетности, по мнению автора, лучше предусмотреть ежедневную передачу сведений. Тем более, что в условиях современной работы это не представляет особой проблемы. Порядок передачи данных сведений из обособленного подразделения в головную компанию можно закрепить в разделе учетной политике, посвященном документообороту организации.

Имейте в виду, что отсутствие кассовой книги в обособленном подразделении, равно как и нарушение в ее ведении чревато мерами административной ответственности, что подтверждается Письмом ФНС России от 17.05.2013 № АС-4-2/8827@.

Ведение кассовой книги обособленным подразделением не зависит от факта наличия у обособленной структуры контрольно-кассовой техники, а также отдельного расчетного счета (разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 12.09.2012 № АС-4-2/15195). Отдельно при формировании учетной политики при наличии обособленных подразделений нужно остановиться на порядке исчисления и уплаты налогов.

Налог на доходы физических лиц

Если в организации имеются обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, но подведомственные разным налоговым органам, то в учетной политике компании нужно указать пользуется ли организация правом постановки на учет в одном обособленном подразделении, выбранном самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Правда, на порядок уплаты НДФЛ реализация данного права не повлияет.

Абзацем 2 п. 7 ст. 226 НК РФ прямо предусмотрено, что российские организации — налоговые агенты по НДФЛ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. О том, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление НДФЛ, сказано и в Письме ФНС России от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666@.

Абзацем 4 п. 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений.

Таким образом, организация, имеющая обособленные подразделения, поставленные на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту учета каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также представлять сведения о доходах физических лиц и расчет сумм налога на доходы физических лиц в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 13.08.2018 № 03-04-06/57140.

Итак, как было отмечено выше, в обязанности налогового агента по НДФЛ входит передача сведений о доходах физических лиц и ежеквартальных расчетов по НДФЛ. Первые подаются налоговикам по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц». По общему правилу указанные сведения подаются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ в электронной форме в срок, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если же численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, не превышает 10 человек, то налоговые агенты могут предоставлять указанные сведения и расчет сумм налога «на бумаге». Ежеквартальные расчеты представляются в налоговую инспекцию по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».

Согласно п. 2.2 раздела II Порядка заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, в случае заполнения формы расчета организацией, имеющей обособленные подразделения, по строке «КПП» указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Заметим, что налоговые агенты — организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющие обособленные подразделения, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ, заполненный отдельно по каждому обособленному подразделению, в том числе в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению. На это обратили внимание и специалисты ФНС России, о чем свидетельствует их Письмо от 25.11.2016 № БС-4-11/22430.

Если планируется закрытие обособленного подразделения, то в учетной политике можно прописать порядок уплаты НДФЛ и сдачи отчетности в такой ситуации. При этом рекомендуем ознакомиться с письмами Минфина России от 20.07.2016 № 03-04-06/42553, от 18.04.2016 № 03-04-06/22218 (п. 2), а также с Письмом ФНС России от 02.03.2016 № БС-4-11/3460@.

Налог на добавленную стоимость

В части налога на добавленную стоимость компания, имеющая разветвленную структуру, помимо всего прочего должна в своей учетной политике закрепить цифровой индекс обособленного подразделения, который будет использоваться для нумерации счетов-фактур, выставляемых этим обособленным подразделением от имени самого налогоплательщика.

Порядок заполнения счетов-фактур закреплен Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила № 1137). Пунктом 1 раздела II Приложения № 1 к Правилам № 1137 установлено, что если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта) дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Имейте в виду, что при отсутствии в номере счета-фактуры, выставленного обособленным подразделением, разделительной черты и цифрового индекса обособленного подразделения налоговики могут расценить это как неправильное заполнение номера счета-фактуры и отказать в вычете покупателю. Такой вывод можно сделать на основании Письма Минфина России от 22.05.2012 № 03-07-09/59.

Организация — налогоплательщик НДС до 01.01.2015 обязана была вести книги покупок и продаж, а также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Теперь обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур у основной массы налогоплательщиков НДС отсутствует (ведут только посредники).

Причем из норм НК РФ и Правил № 1137 вытекает, что указанные регистры по НДС являются едиными и ведутся в целом по организации. Вместе с тем, из Письма Минфина России от 09.08.2004 № 03-04-11/127 вытекает, что структурные подразделения могут вести перечисленные регистры по НДС в виде самостоятельных разделов единых указанных регистров.

Учитывая то, что законом это не запрещено, по мнению автора, при использовании второго варианта организация может в своей учетной политике закрепить положение о том, что обособленное подразделение ведет указанные книги в виде разделов перечисленных регистров, которые в соответствующие сроки предоставляются «голове» для оформления единых книг покупок и продаж. Не лишне будет отметить, кто отвечает за предоставление соответствующих сведений. Если в силу технологических особенностей производства счета-фактуры, подписываются разными уполномоченными лицами компании, то в учетной политике организации нужно специально оговорить подобную ситуацию, указав, при этом какими документами, подтверждаются полномочия лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры (вывод делаем на основании писем Минфина России от 27.06.2017 № 03-07-05/40316 и от 03.07.2013 № 03-07-15/25437).

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли организация, в составе которой имеются обособленные подразделения, должна в своей учетной политике закрепить, какой из показателей ею будет использоваться при расчете сумм налога, подлежащего уплате в региональный бюджет, — среднесписочная численность работников или же расходы на оплату труда (ст. 288 НК РФ).

Выбранный показатель остается неизменным в течение года. В том случае, если свои основные средства компания амортизирует нелинейным методом, то в части остаточной стоимости амортизируемого имущества нужно указать по данным какого учета она определяется — по данным налогового или бухгалтерского.

Если в составе организации числятся несколько обособленных подразделений, расположенных в одном регионе, то в учетной политике нужно привести порядок уплаты налога в региональный бюджет — всеми обособленными подразделениями самостоятельно или централизованно, через ответственное подразделение.


Все Статьи