arrow-up arrowright arrowright

Процедурные тонкости исполнительного производства

17.11.2010

Ольга Болотова, 
Ведущий юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Каков порядок возврата излишне взысканной с должника денежной суммы и предусмотрено ли начисление процентов на излишне взысканную сумму, в том числе исполнительский сбор, за нарушение срока возврата?

В случае обращения взыскания на денежные средства должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, возврат излишне полученной суммы с депозитного счета подразделения судебных приставов-исполнителей производится в порядке п.11 ст.70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

В соответствии с п.12 Приказа Минюста России № 11, Минфина России № 15н от 25.01.2008 «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов», возврат излишне взысканной суммы осуществляется на основании постановления старшего судебного пристава.
Однако Закон об исполнительном производстве не регламентирует срок возврата излишне взысканной с должника денежной суммы, за исключением случаев возврата исполнительского сбора, а также не предусматривает начисления процентов за неперечисление (несвоевременный возврат) излишне взысканных средств должника.
Пунктом 11 ст.112 Закона № 229-ФЗ установлено, что возвращение исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее – Постановление № 550).
Так, п.6 Постановления № 550 установлен срок возврата исполнительского сбора – 30 дней с даты принятия судебным приставом-исполнителем заявления должника. В случае нарушения указанного срока возврата излишне взысканного исполнительного сбора, начисление процентов не предусмотрено.
Заявление представляется должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п.10 ст.112 Закона № 229-ФЗ, п.2 Постановления № 550).
Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора (п.9 ст.112 Закона № 229-ФЗ, п.2 Постановления № 550).
Исходя из буквального толкования Закона № 229-ФЗ и Постановления № 550, в иных случаях, например, в силу технической, арифметической ошибки, переплата исполнительского сбора возврату не подлежит и может быть взыскана должником в порядке, установленном гражданским законодательством для взыскания сумм причиненных убытков.

Имеет ли право взыскатель знакомиться с материалами разыскного дела?

Основанием для вынесения судебным приставом–исполнителем постановления о розыске является отсутствие сведений о местонахождении должника, его имущества или ребенка при приведении к исполнению исполнительных документов, указанных в п.1 ст.65 Закона № 229-ФЗ. 

Судебный пристав-исполнитель подразделения ФССП по организации розыска, в соответствии с п.2.5 Административного регламента (Приказ Минюста России от 21.09.2007 № 192), получив постановление о розыске, своим постановлением заводит розыскное дело и осуществляет розыскные мероприятия.
Копии постановления о заведении розыскного дела не позднее следующего дня после его вынесения направляются судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, и взыскателю.
Так как, согласно п.2.8 Административного регламента, розыскное дело имеет пометку «Для служебного пользования» в связи с наличием в нем документов, содержащих информацию ограниченного распространения (сведения о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации)), право на ознакомление с материалами розыскного дела имеют ограниченный круг лиц: руководитель территориального органа ФССП России; его заместитель, курирующий данное направление деятельности; старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России, в котором заведено розыскное дело; иные лица, осуществляющие на основании соответствующего организационно-распорядительного документа проверку деятельности структурного подразделения по направлению розыска.
Следовательно, взыскатель не может ознакомиться с материалами розыскного дела.
Взыскателю, судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, предоставляется справка о результатах розыска не позднее следующего дня после поступления соответствующего запроса судебного пристава-исполнителя, у которого на исполнении находится исполнительное производство, либо письменного заявления взыскателя.

Российская организация приобретает юридические услуги у иностранной организации. Возникает ли обязанность налогового агента по НДС у российской организации в отношении выплат неустойки, производимых в пользу иностранного исполнителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг?

Ответ на поставленный вопрос зависит от применения пп.2 п.1 ст.162 НК РФ.
Пп.2 п.1 ст.162 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров.
По применению указанной нормы есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции Минфина России, суммы неустойки, полученные от покупателя, увеличивают налоговую базу поставщика (исполнителя), на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ (Письма от 08.12.2009 № 03-07-11/311, от 11.09.2009 № 03-07-11/222 и другие).
Вместе с тем, существует судебная практика, согласно которой поставщик (исполнитель) не должен увеличивать налоговую базу на суммы санкций независимо от того, по каким операциям они получены (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07).
При приобретении у иностранной организации юридических услуг российская организация является налоговым агентом по НДС (пп.4 п.1 ст.148, п.2 ст.161 НК РФ). Налоговая база при этом определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога.
В связи с этим, если придерживаться позиции контролирующих органов, то выплачиваемые суммы неустойки увеличивают сумму дохода от реализации услуг, соответственно, у российской организации как налогового агента возникает обязанность по удержанию и перечислению НДС с суммы неустойки, выплачиваемой в пользу иностранной организации-исполнителя по договору.
Если российская организация будет придерживаться позиции Высшего Арбитражного суда РФ относительно отсутствия влияния сумм штрафных санкций, выплачиваемых поставщику (исполнителю), на налоговую базу по НДС, то обязанности налогового агента у российской стороны в этом случае не возникнет. Однако следует иметь ввиду, что такую позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде.

С какого государственного органа возможно взыскание убытков в случае неправомерного удержания судебным приставом-исполнителем излишне взысканных сумм с должника?

Пункт 11 ст.70 Федерального Закона от 02.10.2007 Закона № 229-ФЗ обязывает судебного пристава-исполнителя вернуть излишне полученную сумму должнику, взысканную в процессе исполнения исполнительного документа.

Однако в случае неисполнения вышеуказанной обязанности гражданин или юридическое лицо имеет право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов – ст.ст.1069-1071 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Согласно ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда, в соответствии с ГК РФ или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если, в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика выступает соответственно по ведомственной принадлежности главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Федеральная служба судебных приставов подведомственна министерству юстиции Российской Федерации, является юридическим лицом и осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на службу функций – п.8 ст.6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316.
Учитывая п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Предъявление гражданином или юридически лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления либо для его возвращения без рассмотрения. В этом случае суд должен привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Так как должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя, выступает Российская Федерация, а главным распорядителем средств федерального бюджета по Федеральной службе судебных приставов является сама служба, сумма убытков подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов.

Возможно ли применение судебным приставом – исполнителем временного ограничения на выезд индивидуального предпринимателя при вынесении в отношении последнего постановления о взыскании налога за счет имущества?

Согласно ст.67 Закона № 229-ФЗ, при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. 

Из приведенной правовой нормы следует, что применение указанной меры Закон № 229-ФЗ ставит в зависимость от двух обязательных условий: неисполнение должником в установленный срок требований исполнительного документа при отсутствии у должника на то уважительных причин, а также наличие исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, либо судебного акта, являющегося исполнительным документом.
В силу ст.47 НК РФ, решение (постановление) о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимает налоговый орган и направляет на исполнение судебному приставу-исполнителю. Принимаемое налоговым органом постановление является исполнительным документом (пп.3 п.1 ст.12 Закона № 229-ФЗ), однако не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, в связи с чем взыскатель или судебный пристав-исполнитель, в соответствии с п.4 ст.67 Закона № 229-ФЗ, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Следовательно, применение судебным приставом–исполнителем в отношении индивидуального предпринимателя временного ограничения на выезд при неисполнении последним исполнительного документа - постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - индивидуального предпринимателя возможно только при наличии судебного акта об установлении для должника указанного ограничения.

В каком порядке банк осуществляет взыскание денежных средств со счетов должника при предъявлении взыскателем исполнительного листа?

В соответствии со ст.8, п.2 ст.70 Закона № 229-ФЗ и п.1.2 Положения Банка России от 10.04.2006 № 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателям» (далее – Положение № 285-П), взыскатель вправе направить исполнительный лист для исполнения в банк, осуществляющий обслуживание счетов должника. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет банку заявление, с указанием реквизитов своих банковских счетов, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.

На основании представленных документов банк должника составляет инкассовое поручение (п.2.2 Положения № 285-П). П.2.3 Положения № 285-П устанавливает, что исполнение инкассового поручения, составленного на основании исполнительного документа, осуществляется не позднее 3 дней после принятия банком исполнительного документа.
При наличии нескольких открытых банковских счетов должника взыскание осуществляется со всех банковских счетов (в том числе, в филиалах) в объеме содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств.
Банк или иная кредитная организация, имеющие своим клиентом должника, в силу ст.ст.7, 8 Закона № 229-ФЗ, обязаны выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Не исполнить исполнительный документ полностью банк может только в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (п.8 ст.70 Закона 229-ФЗ).
Согласно п.9 ст.70 Закона № 229-ФЗ, если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщают взыскателю.
По заявлению взыскателя исполнительный документ может быть возвращен. В этом случае на нем делается отметка о сумме погашенной задолженности.
Если взыскание по исполнительному документу банком (кредитной организацией) произведено в полном объеме или прекращено в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, отзыв лицензии у кредитной организации, ликвидация должника и т.д.), то банк или иная кредитная организация обязаны направить его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (п.3.2 Положения № 285-П).

Обязана организация, не являющаяся стороной в исполнительном производстве, предоставлять судебному приставу-исполнителю по его запросу сведения о контрагенте-должнике? Предусмотрена ответственность за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся должником?

Согласно ст.6 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся должником, выразившееся, в том числе, в отказе от предоставления сведений о должнике или предоставление недостоверных сведений, влечет административную ответственность предусмотреную ст.17.14 Кодекса об админист-ративных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).
Из п.1.1 ст.28.6 КоАП РФ следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении, назначение и исполнение административного наказания осуществляются без составления протокола и в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Законом № 229-ФЗ.
При вынесении постановления о привлечении лица к административной ответственности судебный пристав-исполнитель обязан известить организацию (законного представителя организации) о месте и времени вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.


Все Статьи