arrowright arrowright

Внимание! Сезонные скидки!

13.06.2004

А. Михайловский,

Сейчас многие столичные магазины и фирмы объявляют распродажу. Пора сбыть старый залежавшийся товар и подготовиться к зимнему сезону. Скидки бывают самые разнообразные. Как не запутаться бухгалтеру с НДС и налогом на прибыль?

На сегодняшний день изобретено огромное количество различных скидок. Летом большую популярность приобретают сезонные.

Это понятно, ведь в конце весенне-летнего сезона во многих магазинах объявляют масштабные распродажи сезонных коллекций, «немодной» техники и других «устаревших» товаров. На скоропортящийся товар продавцы также сбрасывают цену. Сезонные скидки доходят до 70 процентов и действуют либо в течение определенного срока, либо до того момента, пока не будут распроданы все товары.

При встрече с фирмами, которые организуют сезонные распродажи, у налоговых инспекторов возникают сразу два вопроса. Во-первых, безвозмездная ли это передача части товаров. Во-вторых, правильно ли применили здесь статью 40 Налогового кодекса. В обоих случаях основная проблема возникает в расчете налога на прибыль и НДС. Инспекторы могут доначислить эти налоги при выездной проверке.

Обычные претензии

Налоговые инспекторы вполне могут усомниться в «распродажной» цене и проверить ее на предмет соответствия рыночной. Это позволяет им сделать пункт 2 статьи 40 Налогового кодекса. И если они посчитают вашу цену не соответствующей рыночному уровню, то рассчитают налоги по-своему.

То есть, если вы продаете обувь по цене одна тысяча рублей за пару, НДС составит 180 рублей. Если же вы во время распродажи продаете ботинки за 500 рублей, чиновники с суммой НДС, равной 90 рублей, могут не согласиться. Заплатить они потребуют все те же 180 рублей.

Обезопасить себя от претензий можно при помощи той же статьи кодекса. При изменении цен более чем на 20 процентов на товары или услуги можно учитывать систему скидок, действующую в организации в отчетном периоде. Только эту систему необходимо документально подтвердить.

Поэтому если вы решили провести у себя распродажу, то это решение необходимо закрепить в каком-нибудь внутреннем документе организации. Например, в приказе или распоряжении руководителя предприятия.

Но просто принять решение о предоставлении скидок или распродаже еще недостаточно. Московские налоговики утверждают, что необходимо четко указать цены с учетом скидок (письмо УМНС по г. Москве от 22 ноября 2001 г. № 03-12/53959).

В этом случае нужен документ, который систематизирует скидки. Это может быть «Положение о распродаже и скидках, предоставляемых покупателям» или «План маркетинга в организации». Назовите его как угодно, только главное – подробно пропишите в этом документе все условия предоставления скидок, то есть кому, когда и в каком размере. В этом случае условия Налогового кодекса будут соблюдены и начислять «свои» налоги инспектор не сможет.

Безвозмездно, то есть даром

Помимо скидок существует и другой способ привлечь население к распродаже. Это система бонусов. Бонусы – это когда всем покупателям при приобретении товара или услуги выдается подарок. Обычно такую систему используют для раскрутки нового товара или, наоборот, для ускорения сбыта старого. Как и в случае со скидками, политику бонусов нужно отразить во внутренних документах.

Со скидками и раздачей подарков может возникнуть еще одно трение с налоговиками. Они могут посчитать это безвозмездной передачей товара. Для оплаты НДС безвозмездная передача приравнивается к реализации, поэтому стоимость бесплатно переданного покупателю товара включают в базу по НДС в том периоде, когда состоялась безвозмездная передача. НДС при этом платят в бюджет исходя из рыночной стоимости подарка (п. 2 ст. 154 НК). При этом входной НДС по подаркам принимают к вычету в общеустановленном порядке.

А вот для налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара в составе расходов учесть нельзя (п. 16 ст. 270 НК). Поэтому предлагаем маленькую хитрость.

Чтобы отнести стоимость подарков на расходы, необходимо отметить в наших «распродажных» документах и рекламных плакатах следующее. Не указывайте информацию типа «купите телевизор – антенну получите бесплатно». Укажите лучше: «телевизор и антенна – за одну цену».

В положении или маркетинговой политике соответственно запишите: «В июле 2004 года продавать единовременно одному покупателю антенну и телевизор за девять тысяч рублей». При этом покупатель не получает антенну в подарок. Он покупает ее вместе с телевизором. Значит, бухгалтер магазина имеет полное право отнести стоимость антенны в состав расходов для налога на прибыль. К тому же у фирмы нет никаких оснований для дополнительной уплаты в бюджет НДС с рыночной стоимости таких «подарков». А ведь рыночная цена по подсчетам налоговиков может быть гораздо выше.

Только сегодня – бесплатная доставка!

Многие фирмы объявляют: «Доставка по Москве и области – бесплатно». Понятное дело, что это всего лишь рекламная уловка. Организация всегда компенсирует стоимость доставки за счет покупателя: она просто входит в цену товара. Кроме того, ее не приходится выделять отдельной строкой в расчетных документах. Правда, на этом бухгалтера также могут подловить инспекторы.

Чиновники, увидев вашу рекламу о «бесплатной» доставке, могут посчитать, что вы оказываете безвозмездную услугу. Отсюда светит начисление НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Так что составьте на всякий случай в произвольной форме расчет продажной цены товаров. И среди статей, из которых складывается эта цена, укажите расходы на доставку. Тогда чиновникам будет видно, что стоимость этой услуги погашает покупатель.

У подмосковных организаций может возникнуть еще одна проблема. Ведь под ЕНВД подпадает перевозка грузов. Платить его придется и в том случае, когда стоимость перевозки входит в цену товара. Ведь ЕНВД облагается не конкретная сумма дохода, а вид деятельности. Но как тогда быть с раздельным учетом выручки от реализации транспортных услуг?

Если такого учета у вас не будет, налоговики потребуют начислить НДС и налог на прибыль исходя из полной цены товара. Избежать этой неприятности можно с помощью уже упомянутого нами расчета продажной цены товара. На основании этого документа вы сможете отделить выручку по реализации товаров от доходов по транспортным услугам.

Организация-покупатель

Получить скидку может не только простой покупатель в магазине. На скидки часто «клюют» и организации. Как в таком случае отразить «распродажную» цену в учете? Если скидка предоставлена в момент оплаты товара, то принять такой товар к балансу фирма должна с учетом снижения стоимости, так как стоимостью товара являются фактические затраты на его приобретение (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете ситуация аналогичная (п. 2 ст. 254 НК).

Бывает и так, что скидка предоставлена уже после того, как товар оплачен. Например, на другой день или на следующей неделе. Это происходит по такой причине. Продавец при продаже товаров не знает точно, как скоро покупатель-организация перечислит деньги. Ведь это не физическое лицо, которое может купить товар, только оплатив его в магазине. Поэтому все первичные документы выписывают по обычным продажным ценам.

Но допустим, товар уже оплатили и документы подписали. Тогда, предоставив скидку, продавец должен скорректировать свою выручку и НДС по реализованным товарам. Как правило, это можно сделать либо обратной записью, либо методом сторно. Кроме того, надо выписать скорректированный счет-фактуру.

Если от покупателя поступила оплата без учета скидки, то излишне перечисленную сумму нужно ему вернуть. Причем сразу, иначе такая переплаченная сумма будет считаться авансом. И вам придется на него начислять НДС.

Если фирма рассчитывает налог на прибыль по кассовому методу, то корректировать доход от реализации не нужно. Ведь он будет равен поступившей от покупателя сумме. В таком случае если покупатель перечислит оплату без учета скидки, то полученное превышение продавец должен включить в свой доход. Но это можно не делать, если не засчитывать переплату в качестве аванса и вернуть ее покупателю.

Если же фирма считает налог на прибыль по методу начисления, то доход также не придется корректировать. Так как в этом случае выручка формируется в момент реализации товаров (ст. 271 НК). Скидку же нужно включить в состав внереализационных расходов. Отметим, что так же считают и налоговики (письмо МНС от 25 июня 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216).

Чтобы избежать внереализационных доходов и расходов у контрагентов, можно посоветовать следующее.

Цену товара или услуги лучше сразу указать с учетом скидки, а в договоре предусмотреть штраф. Его размер равняется той же сумме, что и предоставленная скидка. И если покупатель не выполнит свои обязательства, то есть, к примеру, не перечислит необходимую сумму на следующий день, то он должен будет оплатить еще и штрафные санкции. А в итоге продавец получит столько, сколько бы полагалось ему, если бы скидки не было.


Все Статьи